Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 9:47
Попробую разгонять мглу на холмах Грузии ))
Фотоальбом

Музей искусств Узбекистана как наследие коллекции князя Н. К. Романова. Ташкент

Посетив Узбекистан в мае месяце, мы получили бездну положительных эмоций. Начав путешествие с Ташкента, мы закончили его в древней Хиве. Надеюсь рассказать читателям о путешествии, а начать решил с Музея искусств Узбекистана.

Мы прилетели в Ташкент на день раньше начала тура, чтобы спокойно познакомиться с узбекской столицей, побольше увидеть и одним из двух посещенных музеев стал Музей искусств Узбекистана. Надо сказать, что кроме общей любви к художественным музеям к посещению подтолкнул роман Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы», где она интересно описывает жизнь художественной и околохудожественной ташкентской публики конца советского периода.

Образование Музея относится к 1918 году, изначально он именовался Музеем народного университета, потом стал называться Центральным Художественным Музеем, Ташкентским музеем искусств, и лишь с середины 30-х годов 20 века он стал Музеем Искусств Узбекистана. Государственный художественный музей Узбекистана является культурно-просветительским, научным учреждением — это первый художественный музей, созданный в Центральной Азии.

Изначально собрание музея насчитывало более ста предметов из личных коллекций, принадлежавших князю Романову и другим коллекционерам, которые подверглись национализации в 1918 г. — это была графика и живопись, выполненная мастерами России и Европы, а также фарфор, декорированная мебель, скульптура. В 1920–1924 годах коллекцию пополнили экспонатами, принадлежавшими краеведческому музею Туркестана и экземплярами из запасников московских и ленинградских музеев. В собрании музея появились экспонаты XVIII–XIX веков авторства Тропинина В.А., Боровиковского В.Л., Ярошенко Н.А., Репина И.Е., Брюллова К.П., Кипренского О.А., Шишкина И. И. А благодаря личным коллекциям, экспозиция пополнилась полотнами живописцев, творивших в Средней Азии — Каразина Н.Н., Зоммера Р.К., Казакова И.С., которые создавали свои картины еще в царское время.

Данный музей — один из крупнейших художественных музеев Центральной Азии. В музее имеются отделы народно-прикладного искусства Узбекистана, изобразительного искусства Узбекистана, русского искусства, западноевропейского искусства, искусства зарубежных восточных народов, сокровищница, ремонтная мастерская, фотолаборатория, лекционный зал. Как научное учреждение музей осуществляет научные исследования по изобразительному искусству, организует тематические выставки, участвует в выставках многих зарубежных стран.

С момента основания до 1935 г. музей располагался в здании Дворца Романовых, последующие три десятилетия местом его размещения был Народный дом. В середине 70-х годов для музея возвели новое здание. Оно имеет форму куба, а фасад разделен на равные части в виде квадратов металлическими каркасами и облицован алюминиевым материалом. В настоящее время здание несколько обветшало, готовя альбом, я увидел, что музей временно закрылся на ремонт, который планируется завершить через несколько месяцев.

В середине 20 века было принято решение, что основная роль в формировании фондов музея будет принадлежать узбекскому национальному искусству. Тогда же началась активная собирательская и экспедиционная работа в регионах республики, направленная на пополнение коллекции.

Широко представлены предметы узбекских мастеров различных направлений, среди них резьба и роспись по ганчу и дереву, чеканка, ткачество, ювелирное искусство, золотое шитье, ковроткачество, художественная обработка кожи. В нескольких залах размещены работы европейских мастеров (Испания, Италия, Англия, Франция, Германия и т. д.). Фонд музея насчитывает более 50 000 экспонатов, количество посетителей превышает 250 000 человек в год.

В день нашего посещения музея 18 мая по случаю «Международного дня музеев» в музее состоялась церемония открытия новой экспозиции искусства «Узбекистан ХХ-ХХI веков: Живопись и скульптура». Было приличное количество гостей из культурной ташкентской тусовки, выступали какие-то известные деятели искусства. При этом вход в музей был бесплатным, мероприятие можно было посмотреть, только на новую экспозицию были отдельные пригласительные билеты.

Учитывая требования сайта и большое количество музейных экспонатов, в данном альбоме автор вынужден ограничиться в основном музейной живописью и скульптурой, относящейся к эпохе Российской империи. Творчество узбекских мастеров различных направлений требует создания отдельных альбомов. Автор извиняется перед читателями за качество некоторых фото, где не удалось решить вопрос бликов — вечного врага туриста в музеях ((

Цикл материалов "Путешествие в Узбекистан" :

1. Неожиданный Узбекистан. Ташкент – город древний, город юный

Здание Музея искусств Узбекистана
Здание Музея искусств Узбекистана
Церемония открытия новой экспозиции искусства «Узбекистан ХХ-ХХI веков: Живопись и скульптура».
Церемония открытия новой экспозиции искусства «Узбекистан ХХ-ХХI веков: Живопись и скульптура».
Ван Дейк (?) (1599-1641) Фламандская школа, "Женский портрет", холст, масло
Ван Дейк (?) (1599-1641) Фламандская школа, "Женский портрет", холст, масло
Доменекино Ц. (1581-1641), "Сивилла", холст, масло
Доменекино Ц. (1581-1641), "Сивилла", холст, масло
Рубенс П. (1577-1640), "Женский портрет", копия, холст, масло
Рубенс П. (1577-1640), "Женский портрет", копия, холст, масло
Шкаф со вделанными тарелками, Германия, 17 век, фарфор, дерево
Шкаф со вделанными тарелками, Германия, 17 век, фарфор, дерево
Неизвестный художник, 17 век,
Неизвестный художник, 17 век, "Отцелюбие", холст, масло
Известный легендарный сюжет - отца, брошенного в темницу без пищи, навещающая его дочь кормит грудным молоком
Аргунов И.П. (1727-1802), "Портрет фельдмаршала Б.Г. Шереметева", холст, масло
Аргунов И.П. (1727-1802), "Портрет фельдмаршала Б.Г. Шереметева", холст, масло
Бюро-Кабинет, Италия, 17 век, грушевое дерево, мрамор, перламутр, цв. камни, резьба, мозаика
Бюро-Кабинет, Италия, 17 век, грушевое дерево, мрамор, перламутр, цв. камни, резьба, мозаика
Неизвестный художник, "Петр 1 в латах", 17 век, холст, масло
Неизвестный художник, "Петр 1 в латах", 17 век, холст, масло
Христенек К.Л. (17..-1797) "Портрет Г.С.Мордвиновой", холст, масло
Христенек К.Л. (17..-1797) "Портрет Г.С.Мордвиновой", холст, масло
Миропольский Л.С. (1754-1819), "Портрет М.В. Ломоносова", холст, масло
Миропольский Л.С. (1754-1819), "Портрет М.В. Ломоносова", холст, масло
Лампи Б.Г. (1751-1830), "Графиня Завадовская с дочерью", холст, масло
Лампи Б.Г. (1751-1830), "Графиня Завадовская с дочерью", холст, масло
Доу Джордж (1781-1829), "Портрет генерала П.Л. Давыдова", холст, масло
Доу Джордж (1781-1829), "Портрет генерала П.Л. Давыдова", холст, масло
Боровиковский В.Л. (1757-1825), "Портрет Е.А. Волконской", холст, масло
Боровиковский В.Л. (1757-1825), "Портрет Е.А. Волконской", холст, масло
Левицкий Д.Г. (1735-1822), "Портрет Воронцовой Е.А.", холст, масло
Левицкий Д.Г. (1735-1822), "Портрет Воронцовой Е.А.", холст, масло
Рокотов Ф.С. (1736-1808), "Портрет Румянцева", холст, масло
Рокотов Ф.С. (1736-1808), "Портрет Румянцева", холст, масло
Неизвестный мастер, "Спящий Амур", 1835 год, мрамор
Неизвестный мастер, "Спящий Амур", 1835 год, мрамор
Брюллов К.П. (1799-1852), "Турчанка", холст, масло
Брюллов К.П. (1799-1852), "Турчанка", холст, масло
Брюллов К.П. (1799-1852), "Итальянки у колодца", холст, масло
Брюллов К.П. (1799-1852), "Итальянки у колодца", холст, масло
Брюллов К.П. (1799-1852), "Мужская голова", холст, масло
Брюллов К.П. (1799-1852), "Мужская голова", холст, масло
Гудон Ж.А. (1741-1829) "Сабина Гудон", мрамор
Гудон Ж.А. (1741-1829) "Сабина Гудон", мрамор
Тропинин В.А. (1776-1857), "Портрет офицера", 1824 год, холст, масло
Тропинин В.А. (1776-1857), "Портрет офицера", 1824 год, холст, масло
Канова Антонио (1757-1822), "Амур и Психея", мрамор
Канова Антонио (1757-1822), "Амур и Психея", мрамор
Айвазовский И.К. (1817-1900), "Закат в степи", холст, масло
Айвазовский И.К. (1817-1900), "Закат в степи", холст, масло
Марков А.Т. (1802-1878), "Портрет старика", холст, масло
Марков А.Т. (1802-1878), "Портрет старика", холст, масло
Лазерини Джузеппе (1831-1895), "Купальщица", мрамор
Шишкин И.И. (1831-1898), "Лесная мельница", холст, масло
Шишкин И.И. (1831-1898), "Лесная мельница", холст, масло
Робертсон Кристина, середина 19 века, "Портрет императрицы Александры Федоровны", холст, масло
Робертсон Кристина, середина 19 века, "Портрет императрицы Александры Федоровны", холст, масло
Солари Томмазо (1820-1897),
Солари Томмазо (1820-1897), "Венера с яблоком", 1874 год, мрамор
История скульптуры связана с историей жизни Великого князя Николая Константиновича (1850-1918), племянника российского императора Александра II, внука Николая I, двоюродного брата Александра III. Он окончил Академию Генерального штаба, став первым из Романовых, окончившим высшее учебное заведение, причём в числе лучших выпускников — с серебряной медалью. После завершения учёбы он путешествовал за границей, где начал собирать свою коллекцию западноевропейской живописи. При дворе ему не простили увлечения американской танцовщицей Фанни Лир, позже обвинили в краже драгоценностей у матери и удалили из Петербурга. Великий князь не угомонился — в 1878 года обвенчался с дочерью городского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Венчание было тайным. Вышел большой скандал. Александр III дозволил узаконить морганатический брак, правда, при этом молодым было предписано отправляться в Ташкент. Во время своего путешествия в Европу Николай Константинович и Фанни Лир побывали в Риме на вилле Боргезе. Здесь ему понравилась знаменитая скульптура Антонио Кановы, изображавшую Полину Боргезе, младшую сестру Наполеона I, в виде обнажённой красавицы, лежащей на мраморном ложе в виде Венеры-победительницы с яблоком в левой руке. Князь тут же заказал скульптору Томмазо Солари изготовление копии скульптуры, только вместо Полины Боргезе на мраморном ложе должна была заменить Фанни Лир. Теперь скульптура украшает собрание музея.
Маковский К.Е. (1839-1915), "Семейный портрет", 1882 год, холст, масло
Маковский К.Е. (1839-1915), "Семейный портрет", 1882 год, холст, масло
Маковский К.Е. (1839-1915), "Боярыня", холст, масло
Маковский К.Е. (1839-1915), "Боярыня", холст, масло
Макаров И.К. (1822-1897), "Портрет неизвестной", холст, масло
Макаров И.К. (1822-1897), "Портрет неизвестной", холст, масло
Бакалович С.В. (1857-1919), "Суд в древнем Риме", холст, масло
Бакалович С.В. (1857-1919), "Суд в древнем Риме", холст, масло
Бродзский В.П. (1826-1904), "Юноша набирает в раковину воду", мрамор
Бродзский В.П. (1826-1904), "Юноша набирает в раковину воду", мрамор
Беллоли А.Ф. (1820-1881),
Беллоли А.Ф. (1820-1881), "Купальщица", 1870 год, холст, масло
Образец салонной живописи — «Купальщица», написанная весьма популярным в своё время в Санкт-Петербурге русским художником итальянского происхождения А. Ф. Беллоли
Бродзский В.П. (1826-1904),
Бродзский В.П. (1826-1904), "Леда и Лебедь", мрамор. Легенда известная, во многих произведениях искусства увековечена. Но такой откровенной скульптуры я никогда не встречал ))
Виктор Петрович Бродзкий (1826-1904) — польский и русский скульптор, академик и профессор скульптуры Императорской Академии художеств. С 1848 года учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге под руководством И. П. Витали. В 1861 году получил за ряд работ звание академика, а в 1868 году получил звание профессора. С 1868 года - почётный профессор академии. Бродзкий прожил в Риме около 30 лет и с 1870 года почти не участвовал в выставках. Умер в Риме. Похоронен на кладбище Кампо Верано. В течение своей художественной деятельности скульптор исполнил множество произведений из мрамора и бронзы, около тридцати монументов, статуй и скульптурных групп, до шестидесяти пяти бюстов и медальонов. Лебедь и Леда – одно из самых известных его творений.
Бродзский В.П. (1826-1904), "Александр Македонский", мрамор
Бродзский В.П. (1826-1904), "Александр Македонский", мрамор
Гун К.Ф. (1830-1877),
Гун К.Ф. (1830-1877), "Портрет дамы в голубом", холст, масло
Уникальная картина с очень интересной и печальной судьбой - «Портрет дамы в голубом», принадлежащая кисти Карла Фёдоровича Гуна. На портрете изображена супруга министра почтовой службы России Варвара Григорьевна Солдатенкова. Карл Фёдрович Гун - один из известных художников России, член Союза художников-передвижников. Известен произведениями в жанре пейзажа и портрета. Варвара Григорьевна Солдатенкова болела туберкулезом, который протекал очень тяжело. Узнав о болезни своей супруги, ее муж попросил художника написать ее портрет. Но тяжелобольная женщина смогла позировать только один день, и скоропостижно умерла. Художник успел изобразить только ее лицо и руки. Он был так потрясен, что долго не мог прикоснуться к портрету, но нужно было закончить, поэтому позировать стала другая женщина.
Семирадский Г.И. (1802-1843),
Семирадский Г.И. (1802-1843), "Художник пишет портрет маркизы", холст, масло.
На следующей фотографии скульптура Фрины, по мотивам легенды о которой у Семирадского есть прекрасная картина.
Франческо Барцаги (1839-1892), "Фрина", 1873 год, мрамор
Франческо Барцаги (1839-1892), "Фрина", 1873 год, мрамор
Маковский К.Е. (1839-1915), "Католический проповедник", 1870, холст, масло
Маковский К.Е. (1839-1915), "Католический проповедник", 1870, холст, масло
Журавлев Ф.С. (1836-1901) "Чиновник", холст, масло
Журавлев Ф.С. (1836-1901) "Чиновник", холст, масло
Ярошенко Н.А. (1846-1898), "Выгнали", холст, масло. Сюжет понятен с первого взгляда...
Ярошенко Н.А. (1846-1898), "Выгнали", холст, масло. Сюжет понятен с первого взгляда...
Джованни Бенцони (1809-1873), "Девочка, вынимающая занозу у собаки", 1845 год, мрамор
Джованни Бенцони (1809-1873), "Девочка, вынимающая занозу у собаки", 1845 год, мрамор
Сверчков Н.Г. (1817-1898), "На охоте", холст, масло
Сверчков Н.Г. (1817-1898), "На охоте", холст, масло
Крамской И.Н. (1837-1887), "Портрет офицера", холст, масло
Крамской И.Н. (1837-1887), "Портрет офицера", холст, масло
Платонов Х.П. (1842-1907), "Погорельцы", холст, масло
Платонов Х.П. (1842-1907), "Погорельцы", холст, масло
Неврев Н.В. (1830-1904), "Женский портрет", 1897 год, холст, масло
Неврев Н.В. (1830-1904), "Женский портрет", 1897 год, холст, масло
Рихард Зоммер (1866-1939), "Шах-и-Зинда", холст, масло
Рихард Зоммер (1866-1939), "Шах-и-Зинда", холст, масло
Рихард Зоммер (1866-1939), "Скачки", холст, масло
Рихард Зоммер (1866-1939), "Скачки", холст, масло
Лев Бурэ (1887-1943), "Двор медресе Шер-Дор", 1939 год, холст, масло
Лев Бурэ (1887-1943), "Двор медресе Шер-Дор", 1939 год, холст, масло
Крачковский И.Е. (1854-1914), "Перед грозой", 1892 год, холст, масло
Крачковский И.Е. (1854-1914), "Перед грозой", 1892 год, холст, масло
Коровин К.А. (1861-1939), "Розы", холст, масло
Коровин К.А. (1861-1939), "Розы", холст, масло
Коровин К.А. (1861-1939), "Париж ночью", 1913 год, холст, масло
Коровин К.А. (1861-1939), "Париж ночью", 1913 год, холст, масло
Серов В.А. (1865-1911), "Женский портрет", холст, масло
Серов В.А. (1865-1911), "Женский портрет", холст, масло
Жуковский С.Ю. (1873-1944), "Печальные думы", холст, масло
Жуковский С.Ю. (1873-1944), "Печальные думы", холст, масло
Коллекция авторских фарфоровых фигурок
Коллекция авторских фарфоровых фигурок
Кандинский В.В. (1866-1944) "Композиция", холст, масло
Кандинский В.В. (1866-1944) "Композиция", холст, масло
Надежда Кашина (1896-1977), "Девушка, играющая на дойре", 1949 год, холст, масло
Надежда Кашина (1896-1977), "Девушка, играющая на дойре", 1949 год, холст, масло
Зинаида Ковалевская (1902-19979), "Дети на лоне природы", 1958 год, холст, масло
Зинаида Ковалевская (1902-19979), "Дети на лоне природы", 1958 год, холст, масло
Иван Казаков (1873-1935), "У чайханы. Старая Бухара", холст, масло
Иван Казаков (1873-1935), "У чайханы. Старая Бухара", холст, масло
Иван Казаков (1873-1935), "Дынный базар", холст, масло
Иван Казаков (1873-1935), "Дынный базар", холст, масло
Нигмат Кузыбаев (1929-2004), "Осень", холст, темпера
Нигмат Кузыбаев (1929-2004), "Осень", холст, темпера
Рахим Ахмедов (1924-2008),"Осень в горах", холст, масло
Рахим Ахмедов (1924-2008),"Осень в горах", холст, масло
Рахим Ахмедов (1924-2008), "Натюрморт", 1958 год, холст, масло
Рахим Ахмедов (1924-2008), "Натюрморт", 1958 год, холст, масло
Вячеслав Ахунов (1948 год),
Вячеслав Ахунов (1948 год),"Бомбардировка Бухары", 1989 год, холст, масло.
Картина явно создана под влиянием знаменитой "Герники" Пикассо. Печальная предистория создания картины такова. При штурме Бухары войсками большевиков под командованием Фрунзе 31 августа 1920 года началась бомбардировка Бухары с неба. Одиннадцать самолетов сбросили на древний город около 200 бомб. Следствием этого стал сильнейший пожар. Горели дворцы, базары, склады с запасами чая, сахара, хлеба и шелка. По некоторым оценкам жертвы среди мирного населения могли составить до 6 тыс. человек. Похожая ситуация была при штурме большевиками Ярославля...

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому