Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
В Новой Третьяковке на Крымском валу, 10, проходит выставка «По примеру богов», которая посвящена искусству позднего академизма. В ее фокусе — гордость и слава Императорской Академии художеств, безусловная звезда этого направления — Генрих Ипполитович Семирадский (при рождении Генрик Гектор Семирадский) (1843—1902 гг.).
Чувственный, красочный образ античности, созданный художником, стал своего рода эталоном, его картины служили источником вдохновения для литературных произведений из «античной» жизни. Семирадский — польский и русский художник, учился в Харькове и Петербурге, но бо́льшую часть жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных Греции и Рима, пейзажами и портретами. Являлся академиком и профессором Императорской Академии художеств, академиком живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств.
В основном его произведения находятся в музеях Польши, Украины и России, а также в частных европейских собраниях. Некоторые работы художника утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве, за исключением сохранившихся фрагментов. Живописное мастерство Семирадского бесспорно, его дар композиции, и талант рисовальщика призваны убедить зрителя в том, что античность — не золотой сон, не легенды и сказки, а быль. Античные девы и мужественные юноши отдыхают в тени олив в жаркий полдень, беседуют или музицируют, занимаются обычными делами, в то время как тени от яркого солнца ложатся на мрамор скамеек и фонтанов, а влажная дымка окутывает контуры гор и морскую гладь. Идиллические сюжеты соседствуют у художника с драматическими. Античность предстает у Семирадского в противопоставлении двух начал — солнечного аполлонического и ночного дионисийского. Проникновение в мифологию, истории и быта Греции и Рима рождают новый вариант искусства — стиль нео-грек. Оргии и вакханалии, пиры и жертвоприношения — в картинах художников-академистов античность выглядит как dolce vita, даже в случае изображения сцены казни. Грешники и святые, сатрапы и мученики, рабы и властители — все кажутся одинаково прекрасными.
В этом стиле работает Семирадский и художники его круга, жившие в Риме: Фёдор Бронников, Степан Бакалович, Bасилий Смирнов, братья Павел и Александр Сведомские, а также главный европейский соперник Семирадского — Лоуренс Альма-Тадема. Их работы также представлены на выставке. На их полотнах мир античности предстает в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и камерных сцен. Большинство из этих авторов основную часть своей творческой жизни провели в Риме, в интернациональной колонии художников. Античные памятники вечного города, его роскошные виллы, природа Италии будут бесконечно подпитывать их художественные впечатления и творчество. Академический классицизм «русских римлян» согрет любовью на всю жизнь к наследию этой страны.
Академическая живопись в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей внимания к формальным свойствам искусства. В эпоху конфронтации академизма и передвижнического реализма, красоты внутренней и красоты внешней, противники из демократического лагеря культуры называли сторонников академизма «беспечальными художниками». Те действительно воспевали прежде всего красоту природы и чувственные радости бытия, но не находились в полной изоляции от тревог и проблем своего времени. Темы рабства, жестокости власти отражены в работах мастеров, представленных на выставке.
Экспозицию дополняют экспонаты из собрания музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, аналогичные тем, которые были в личной коллекции Семирадского и изображены на его холстах. Генриха Семирадского обожали цари и недолюбливали передвижники, которые называли его не иначе как «чертополохом, от которого нужно избавиться». Самый авторитетный русский художественный критик XIX века Владимир Стасов считал его безнадежным классиком и сетовал, что «итальянщина его заела». Илья Репин обозвал его шарлатаном и «полячишкой, кующим деньгу». С точки зрения наших художников, обласканным властью мог быть только лакей. Главный отечественный коллекционер Павел Третьяков отказывался покупать картины Семирадского, не считая того русским художником. И вовсе не потому, что по происхождению Семирадский был поляком. Просто ему действительно красота античного мира была милее родных осин. Его не волновали ни судьба крестьянства, ни тяжелая доля сирот, он не критиковал власть и не сочувствовал народовольцам… Наши художники, в отличие от европейских, в то время были сконцентрированы на вопросе этики. Их больше интересовала «о чем я буду писать», европейцев же — «как я буду писать».
Семирадский сам по себе тоже был неоднозначной личностью. Генрих Ипполитович не стеснялся ломить конские цены за свои работы. Например, за полотно «Светочи христианства. Факелы Нерона» запросил рекордные сорок тысяч рублей. Ни у кого таких денег в России не нашлось, даже у царского двора, поэтому Семирадский демонстративно подарил картину национальной галерее Кракова, где она по сей день и находится. На этот поступок Павел Третьяков заметил — «Семирадский свою лучшую картину подарил городу Кракову. Значит, он считает себя у нас иностранцем. Как же я буду держать его в русской галерее?». В годы обучения в Академии художеств Семирадский пользовался всеми ее благами, стипендиями и загранпоездками, а сам величал её в письмах к родным «фабрикой», а своих преподавателей — «старыми идиотами». Когда ему передавали приветы от сокурсников по Академии, Семирадский отвечал в стиле «гусь свинье не товарищ». Неудивительно, что «не товарищи» его тоже не сильно жаловали.
Зато его обожали за рубежом — Семирадский был Кавалером Ордена Почетного Легиона, членом всех мыслимых и немыслимых ассоциаций, гильдий и очень крупной птицей. В нашей стране собрано порядка трети всех полотен Семирадского, что в целом немало. И все-таки выставка получилась в некотором смысле международная — из Белоруссии участвует картина «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу», которую мастера Третьяковки отреставрировали, а в честь работы из Армении «По примеру богов» назвали выставку. Понятно, что экспозиция в наше время картин из Польши выглядит маловероятно… Предлагаю познакомиться с выставкой, а если заинтересуетесь, посетить ее.