Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Печальный демон, дух изгнанья, летал над грешною землей... М.Ю. Лермонтов
Последние годы государственная Третьяковская галерея регулярно радовала любителей живописи выставками работ знаменитых русских художников. С большим удовольствием посещали мы выставки Валентина Серова, Архипа Куинджи, Василия Верещагина, Ильи Репина, Василия Поленова.
В настоящее время и до марта месяца 2022 года в зале по адресу Новая Третьяковка, г. Москва, Крымский Вал, 10 проходит выставка, посвященная творчеству Михаила Врубеля. На выставке представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Это крупнейший показ произведений мастера за последние 65 лет. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. С одной стороны, он принадлежит к блестящей плеяде мастеров своей эпохи. С другой стороны, очевидна колоссальная дистанция, разделявшая Врубеля и его современников, кажется, что с будущим художник был связан гораздо прочнее.
По мнению искусствоведов, все созданное художником до 1902 года - «Демона поверженного», при всей радикальности, еще соответствует эстетическим понятиям своего времени, созданное после — принадлежит уже целиком ХХ веку. От его лучших полотен исходит ощущение, что живописная материя живет и существует самостоятельно. В фокусе выставки — творческий метод Врубеля, координаты созданной им художественной системы.
К убедительности вымысла, к особой, абсолютной власти над формой, художник шел всю свою жизнь. «Искусство тем и велико,- говорил Врубель,- что оно не подчиняется ни природе, ни логике. Пусть фигура неправильна в ваших глазах, но она красива и мне нравится. Этого довольно».
Творчество Врубеля, как это часто бывает с радикально новыми начинаниями в искусстве, долгое время не находило понимания публики. Да и в настоящее время такое имеет место быть, творчество художнико весьма непросто для восприятия...
Самый насыщенный период в жизни художника прошел в атмосфере если не травли, то, как минимум, неприятия. В книге «На рубеже двух столетий» поэт Андрей Белый пишет: «Мне приходилось когда-то слышать едва ли не каждый день подобного рода замечания о Врубеле: „Дикое уродство: несусветимый бред!“» В основном пресса удостаивала художника редких критический замечаний. Например, созданные им в 1891 году иллюстрации к сочинениям Михаила Лермонтова газеты назвали «невозможными» и «крайне неудачными», заметив, что рядом с работами, выполненными Иваном Шишкиным, Ильей Репиным и Иваном Айвазовским, рисунки Врубеля выглядят чужеродно и непонятно. В лице критика Стасова Врубель нашел, наверное, самого яростного своего хулителя, усилиями которого к художнику надолго прилип ярлык декадента.
Врубель тяжело переживал сложившуюся вокруг него ситуацию, однако со временем накал страстей ослабел. В 1899-м за художника вступился журнал «Мир искусства». Мирискусники были близки художнику эстетически и часто публиковали его работы, способствуя росту его популярности. Отчасти именно благодаря журналу «Мир искусства» Врубель вошел в канон нового искусства. Но также, помимо всего прочего, символисты приложили немало сил к тому, чтобы мифологизировать личность художника.
Немало способствовала наделению образа Врубеля романтическими чертами его болезнь. «Безумец Врубель», как называл художника Вячеслав Иванов, явил собой крайне характерный для рубежа столетий образ творца — художника-пророка, обреченного жить в мире трагических видений и откровений. «Странное дело, сумасшедшему Врубелю все, больше, чем никогда, поверили, что он гений, и его произведениями стали восхищаться люди, которые прежде не признавали его», — замечала Екатерина Ге. Своего рода рубежом в этой истории стали события февраля 1902 года, когда в Петербурге открылась выставка «Мира искусства» и публике впервые был представлен «Демон поверженный». Работа над этим произведением изнурила Врубеля. Каждый день он приходил на выставку и много раз переписывал полотно. К завершению работы трагически разбит оказался не только герой произведения, но и его создатель.
В этот период измученный и опустошенный художник оказался в психиатрической клинике, что ознаменовало перелом и в его жизни, и в творчестве. Впоследствии Врубель дважды возвращался к более или менее нормальной жизни и работе, и эти кратковременные «воскрешения» сами по себе воспринимались как чудо.
Для меня знакомство с Врубелем произошло посредством картины «Пан», увиденной в детстве репродукции в журнале. Помню, картина мне очень понравилась, герой производил впечатление старенького добродушного лешего, испуганно и грустно смотрящего на мир своими выцветшими голубыми глазками… Он — проявление древней природы вещей, старых богов, плоть от плоти лесов, полей и болот, понимающий, что их эпоха уходит, не знающий что делать… и этот процесс не остановить игрой на своей тростниковой свирели… Помню, что мне почему-то стало его очень жалко, такого одинокого старичка, показалось — исчезнет он и пропадет вся гармония природы.
На выставке представлены все этапы творчества художника и все направления — от живописи и графики до скульптуры и майолики.
При посещении выставки проверяется наличие QR-кода.
Все интересующие вопросы по посещению выставки можно узнать на сайте - https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/mikhail-vrubel
При подготовке альбома использовались материалы и комментарии, подготовленные организаторами выставки.