Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 19:12
В путешествии...
Фотоальбом

Жизнь на грани. Врубель

86 63

Печальный демон, дух изгнанья, летал над грешною землей... М.Ю. Лермонтов

Последние годы государственная Третьяковская галерея регулярно радовала любителей живописи выставками работ знаменитых русских художников. С большим удовольствием посещали мы выставки Валентина Серова, Архипа Куинджи, Василия Верещагина, Ильи Репина, Василия Поленова.

В настоящее время и до марта месяца 2022 года в зале по адресу Новая Третьяковка, г. Москва, Крымский Вал, 10 проходит выставка, посвященная творчеству Михаила Врубеля. На выставке представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Это крупнейший показ произведений мастера за последние 65 лет. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. С одной стороны, он принадлежит к блестящей плеяде мастеров своей эпохи. С другой стороны, очевидна колоссальная дистанция, разделявшая Врубеля и его современников, кажется, что с будущим художник был связан гораздо прочнее. 

По мнению искусствоведов, все созданное художником до 1902 года - «Демона поверженного», при всей радикальности, еще соответствует эстетическим понятиям своего времени, созданное после — принадлежит уже целиком ХХ веку. От его лучших полотен исходит ощущение, что живописная материя живет и существует самостоятельно. В фокусе выставки — творческий метод Врубеля, координаты созданной им художественной системы.

К убедительности вымысла, к особой, абсолютной власти над формой, художник шел всю свою жизнь. «Искусство тем и велико,- говорил Врубель,- что оно не подчиняется ни природе, ни логике. Пусть фигура неправильна в ваших глазах, но она красива и мне нравится. Этого довольно».

Творчество Врубеля, как это часто бывает с радикально новыми начинаниями в искусстве, долгое время не находило понимания публики. Да и в настоящее время такое имеет место быть, творчество художнико весьма непросто для восприятия...

Самый насыщенный период в жизни художника прошел в атмосфере если не травли, то, как минимум, неприятия. В книге «На рубеже двух столетий» поэт Андрей Белый пишет: «Мне приходилось когда-то слышать едва ли не каждый день подобного рода замечания о Врубеле: „Дикое уродство: несусветимый бред!“» В основном пресса удостаивала художника редких критический замечаний. Например, созданные им в 1891 году иллюстрации к сочинениям Михаила Лермонтова газеты назвали «невозможными» и «крайне неудачными», заметив, что рядом с работами, выполненными Иваном Шишкиным, Ильей Репиным и Иваном Айвазовским, рисунки Врубеля выглядят чужеродно и непонятно. В лице критика Стасова Врубель нашел, наверное, самого яростного своего хулителя, усилиями которого к художнику надолго прилип ярлык декадента.

Врубель тяжело переживал сложившуюся вокруг него ситуацию, однако со временем накал страстей ослабел. В 1899-м за художника вступился журнал «Мир искусства». Мирискусники были близки художнику эстетически и часто публиковали его работы, способствуя росту его популярности. Отчасти именно благодаря журналу «Мир искусства» Врубель вошел в канон нового искусства. Но также, помимо всего прочего, символисты приложили немало сил к тому, чтобы мифологизировать личность художника.

Немало способствовала наделению образа Врубеля романтическими чертами его болезнь. «Безумец Врубель», как называл художника Вячеслав Иванов, явил собой крайне характерный для рубежа столетий образ творца — художника-пророка, обреченного жить в мире трагических видений и откровений. «Странное дело, сумасшедшему Врубелю все, больше, чем никогда, поверили, что он гений, и его произведениями стали восхищаться люди, которые прежде не признавали его», — замечала Екатерина Ге. Своего рода рубежом в этой истории стали события февраля 1902 года, когда в Петербурге открылась выставка «Мира искусства» и публике впервые был представлен «Демон поверженный». Работа над этим произведением изнурила Врубеля. Каждый день он приходил на выставку и много раз переписывал полотно. К завершению работы трагически разбит оказался не только герой произведения, но и его создатель.

В этот период измученный и опустошенный художник оказался в психиатрической клинике, что ознаменовало перелом и в его жизни, и в творчестве. Впоследствии Врубель дважды возвращался к более или менее нормальной жизни и работе, и эти кратковременные «воскрешения» сами по себе воспринимались как чудо.

Для меня знакомство с Врубелем произошло посредством картины «Пан», увиденной в детстве репродукции в журнале. Помню, картина мне очень понравилась, герой производил впечатление старенького добродушного лешего, испуганно и грустно смотрящего на мир своими выцветшими голубыми глазками… Он — проявление древней природы вещей, старых богов, плоть от плоти лесов, полей и болот, понимающий, что их эпоха уходит, не знающий что делать… и этот процесс не остановить игрой на своей тростниковой свирели… Помню, что мне почему-то стало его очень жалко, такого одинокого старичка, показалось — исчезнет он и пропадет вся гармония природы.

На выставке представлены все этапы творчества художника и все направления — от живописи и графики до скульптуры и майолики.

При посещении выставки проверяется наличие QR-кода.

Все интересующие вопросы по посещению выставки можно узнать на сайте - https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/mikhail-vrubel

При подготовке альбома использовались материалы и комментарии, подготовленные организаторами выставки.

"Царевна-Лебедь", 1900 год. Одна из самых загадочных картин художника. В ней сходятся все мотивы и темы его искусства.
"Царевна-Лебедь", 1900 год. Одна из самых загадочных картин художника. В ней сходятся все мотивы и темы его искусства.
"Демон сидящий", 1890 год
"Демон сидящий", 1890 год
"Летящий демон", 1899 год. ""Летящий Демон" - начало предчувствия. Темные тона красок так уместны для передачи тревоги. Белые призрачные вершины гор, мрачные расселины, ночная наплывающая пелена - фон картины. Развернутые, как паруса, крылья несут огромное тело, которое извивается от внутренней муки, безысходное горе горит в огромных глазах и страшен последний полет пред падением..." Игорь Евдокимов
"Летящий демон", 1899 год. ""Летящий Демон" - начало предчувствия. Темные тона красок так уместны для передачи тревоги. Белые призрачные вершины гор, мрачные расселины, ночная наплывающая пелена - фон картины. Развернутые, как паруса, крылья несут огромное тело, которое извивается от внутренней муки, безысходное горе горит в огромных глазах и страшен последний полет пред падением..." Игорь Евдокимов
"Демон поверженный", 1902 год. Художник, не удовлетворенный сиянием красок картины в выставочном зале, в отчаянии, на глазах у публики, переписывал картину вновь и вновь, пытаясь вернуть волшебное мерцание и выразительность. При этом казалось, что Демон постоянно менял свой облик. Художник утратил власть над своим творением...
"Демон поверженный", 1902 год. Художник, не удовлетворенный сиянием красок картины в выставочном зале, в отчаянии, на глазах у публики, переписывал картину вновь и вновь, пытаясь вернуть волшебное мерцание и выразительность. При этом казалось, что Демон постоянно менял свой облик. Художник утратил власть над своим творением...
"Лежащая обнаженная женская фигура", 1902 год
"Лежащая обнаженная женская фигура", 1902 год
"Голова Демона", эскиз 1890 год. Изначально носил название "Голова Ангела". Манера исполнения вызывает в памяти технику мастеров эпохи Возрождения.
"Голова Демона", эскиз 1890 год. Изначально носил название "Голова Ангела". Манера исполнения вызывает в памяти технику мастеров эпохи Возрождения.
"Тамара и Демон", 1890-1891 годы
"Тамара и Демон", 1890-1891 годы
"Портрет П.П. Кончаловского", 1890-1891 годы. Петр Петрович Кончаловский - книгоиздатель, редактор, переводчик. именно ему мы обязаны появлению графического цикла на тему поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон". Он отстаивал иллюстрацию издания Лермонтова Врубелем в спорах с противниками, оказав ему мощную поддержку.
"Портрет П.П. Кончаловского", 1890-1891 годы. Петр Петрович Кончаловский - книгоиздатель, редактор, переводчик. именно ему мы обязаны появлению графического цикла на тему поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон". Он отстаивал иллюстрацию издания Лермонтова Врубелем в спорах с противниками, оказав ему мощную поддержку.
"Портрет К.Д. Арцибушева", 1896-1897 годы. Константин Дмитриевич Арцибушев - инженер-путеец, родственник, друг и соратник С.И. Мамонтова
"Портрет К.Д. Арцибушева", 1896-1897 годы. Константин Дмитриевич Арцибушев - инженер-путеец, родственник, друг и соратник С.И. Мамонтова
"Портрет С.И. Мамонтова", 1897 год. Савва Великолепный, как называли современники Савву Ивановича Мамонтова, был талантливым меценатом особого склада ума, по-настоящему творческой личностью, инициатором многих начинаний в искусстве. В Абрамцевском художественном кружке ему удалось создать условия для рождения нового русского искусства, он был инициатором создания Русской частной оперы, стоявшей у истоков расцвета театрального искусства в России. Мамонтов сумел оценить масштабность дарования Врубеля, особенно как декоратора и монументалиста, и поддерживал художника.
Портрет был написан незадолго до трагического краха Мамонтова, когда мецената арестовали по ложному обвинению. И хотя вскоре Савва Иванович был оправдан, он уже не смог вернуться к деятельности в прежнем масштабе.
"Портрет С.И. Мамонтова", 1897 год. Савва Великолепный, как называли современники Савву Ивановича Мамонтова, был талантливым меценатом особого склада ума, по-настоящему творческой личностью, инициатором многих начинаний в искусстве. В Абрамцевском художественном кружке ему удалось создать условия для рождения нового русского искусства, он был инициатором создания Русской частной оперы, стоявшей у истоков расцвета театрального искусства в России. Мамонтов сумел оценить масштабность дарования Врубеля, особенно как декоратора и монументалиста, и поддерживал художника. Портрет был написан незадолго до трагического краха Мамонтова, когда мецената арестовали по ложному обвинению. И хотя вскоре Савва Иванович был оправдан, он уже не смог вернуться к деятельности в прежнем масштабе.
"Портрет Насти", 1894 год. Анастасия Александровна Врубель - сестра художника.
"Портрет Насти", 1894 год. Анастасия Александровна Врубель - сестра художника.
"Испания", 1894 год.
"Испания", 1894 год.
"Завтрак на воздухе", 1894 год.
"Завтрак на воздухе", 1894 год.
"Гадалка", 1895 год.
"Гадалка", 1895 год.
"Портрет Н.И. Забелы-Врубель", 1898 год. Надежда Ивановна - жена художника, певица, артистка русской частной оперы.
"Портрет Н.И. Забелы-Врубель", 1898 год. Надежда Ивановна - жена художника, певица, артистка русской частной оперы.
А вот так Надежда Ивановна выглядит в документальном фильме, который демонстрируется на выставке.
А вот так Надежда Ивановна выглядит в документальном фильме, который демонстрируется на выставке.
"Портрет артисток Т.С. Любатович в роли Гензеля и Н.И. Забелы в роли Гретель", 1895-1896 годы.
"Портрет артисток Т.С. Любатович в роли Гензеля и Н.И. Забелы в роли Гретель", 1895-1896 годы.
"Сирень", 1899 год
"Сирень", 1899 год
"Сирень", 1900 год
"Сирень", 1900 год
Скульптурная группа "Роберт и монахиня" создана в 1896 году в гипсе по мотивам оперы Дж. Мейербера "Роберт-дьявол". Лицо Роберта автопортретно, в облике монахини видны четы Н.И. Забелы
Скульптурная группа "Роберт и монахиня" создана в 1896 году в гипсе по мотивам оперы Дж. Мейербера "Роберт-дьявол". Лицо Роберта автопортретно, в облике монахини видны четы Н.И. Забелы
"Утро", 1987 год, панно. На панно материя приобретает самостоятельность - ее формы прорастают подобно изображенным цветам и травам, превращая картину в симфонию цвета. Художник увлекся и самостоятельно изменил задачу с декоративной на живописную - заказчики панно отвергли, вольность художника их не устроила.
"Утро", 1987 год, панно. На панно материя приобретает самостоятельность - ее формы прорастают подобно изображенным цветам и травам, превращая картину в симфонию цвета. Художник увлекся и самостоятельно изменил задачу с декоративной на живописную - заказчики панно отвергли, вольность художника их не устроила.
"Богоматерь с младенцем", 1884-1885 годы. Эскиз иконы для алтарной преграды Кирилловской церкви в Киеве.
"Богоматерь с младенцем", 1884-1885 годы. Эскиз иконы для алтарной преграды Кирилловской церкви в Киеве.
"Портрет Т.С. Любатович", певицы и фаворитки С.И. Мамонтова, в роли Кармен, 1890-е годы.
"Портрет Т.С. Любатович", певицы и фаворитки С.И. Мамонтова, в роли Кармен, 1890-е годы.
Портреты сыновей Саввы Мамонтова.
Портреты сыновей Саввы Мамонтова.
"Портрет Андрея Саввича Мамонтова"
"Портрет Андрея Саввича Мамонтова"
"Портрет Сергея Саввича Мамонтова"
"Портрет Сергея Саввича Мамонтова"
Египтянка, 1891 год, майолика. Запечатлен образ Веры Мамонтовой.
Египтянка, 1891 год, майолика. Запечатлен образ Веры Мамонтовой.
"Прощание Царя Морского с царевной Волховой", 1898 год
"Прощание Царя Морского с царевной Волховой", 1898 год
Камин "Микула Селянинович и Вольга", 1900 год, майолика. Существует 6 экземпляров-вариантов камина, отличающихся по колориту и деталями декора. Удостоенный золотой медали выставки в Париже хранится во дворце изящных искусств в Лилле (Франция). На выставке экспонируется экземпляр из особняка М.Ф. Кривошеина в Москве.
Камин "Микула Селянинович и Вольга", 1900 год, майолика. Существует 6 экземпляров-вариантов камина, отличающихся по колориту и деталями декора. Удостоенный золотой медали выставки в Париже хранится во дворце изящных искусств в Лилле (Франция). На выставке экспонируется экземпляр из особняка М.Ф. Кривошеина в Москве.
Декоративное блюдо "Садко", после 1899 года, майолика, рельеф, цветные глазури.  В середине - царь морской, справа - Садко на гуслях играет, очень насыщенная композиция.
Декоративное блюдо "Садко", после 1899 года, майолика, рельеф, цветные глазури. В середине - царь морской, справа - Садко на гуслях играет, очень насыщенная композиция.
"Садко, играющий на гуслях", 1899 год, майолика.
"Садко, играющий на гуслях", 1899 год, майолика.
"Пан", 1899 год. Образ «Пана», греческого мифического существа, получеловека, полузверя, возник в воображении Врубеля под впечатлением от рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». Рассказ рисует картину умирающего язычества и торжества новой религии. Слово «пан» в переводе греческого означает «все», то есть всепроникающий, вездесущий.
"Пан", 1899 год. Образ «Пана», греческого мифического существа, получеловека, полузверя, возник в воображении Врубеля под впечатлением от рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». Рассказ рисует картину умирающего язычества и торжества новой религии. Слово «пан» в переводе греческого означает «все», то есть всепроникающий, вездесущий.
"Полет Фауста и Мефистофеля", 1896 год. Панно для готического кабинета в особняке А.В. Морозова в Москве.
"Полет Фауста и Мефистофеля", 1896 год. Панно для готического кабинета в особняке А.В. Морозова в Москве.
"Философия". Панно для дома А.В. Морозова, 1899 год
"Философия". Панно для дома А.В. Морозова, 1899 год
"К ночи", 1900 год. В литературных источниках встречаются еще три названия - "Степь", "Лошади" и "Ночное"... Картина явилась результатом ночных прогулок на хуторе Плиски Черниговской губернии, где семья художника проводила лето. Темнота превращает пространство в иллюзорное, пастух оказывается рогатым сказочным существом, цветы чертополоха выглядят фантастично.
"К ночи", 1900 год. В литературных источниках встречаются еще три названия - "Степь", "Лошади" и "Ночное"... Картина явилась результатом ночных прогулок на хуторе Плиски Черниговской губернии, где семья художника проводила лето. Темнота превращает пространство в иллюзорное, пастух оказывается рогатым сказочным существом, цветы чертополоха выглядят фантастично.
"Богатырь", 1898 год
"Богатырь", 1898 год
Плафон для дома, цветы, 1894 год
Плафон для дома, цветы, 1894 год
"Портрет санитара", 1905 год.
"Портрет санитара", 1905 год.
"За чтением" ("У стола"), 1903-1904 годы
"За чтением" ("У стола"), 1903-1904 годы
"Дворик зимой", 1903-1904 годы
"Дворик зимой", 1903-1904 годы
"Портрет Н.И. Забелы на фоне березок", 1904 год. Александр Бенуа написал:"Эта картина, если и обладала известной странностью в самой затее, однако ничем не выдавала того, что несчастный художник создал ее в перерыве между двумя кризисами безумия, из которых последний оказался беспощадным..."
"Портрет Н.И. Забелы на фоне березок", 1904 год. Александр Бенуа написал:"Эта картина, если и обладала известной странностью в самой затее, однако ничем не выдавала того, что несчастный художник создал ее в перерыве между двумя кризисами безумия, из которых последний оказался беспощадным..."
"Тени лагун", 1905 год.
"Тени лагун", 1905 год.
"Автопортрет с раковиной", 1905 год
"Автопортрет с раковиной", 1905 год
"Автопортрет", 1905 год
"Автопортрет", 1905 год
"Голова Пророка", 1904-1905 годы
"Голова Пророка", 1904-1905 годы
"Шестикрылый серафим", 1904 год
"Шестикрылый серафим", 1904 год

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому