Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — сейчас на сайте
Вошел в 100 авторов сайта по рейтингу. Через 3,5 года. Вот что значит - редко публиковаться ))
Фотоальбом

Встреча с Петербургом через четверть века. Русский музей

96 48
Санкт-Петербург: полезная информация

По залам Русского музея

Идёт народ на всё глазея.

Картины, бюсты и скульптуры…

Всё — для развития культуры.

Здесь дух истории витает,

Эпохи в цепь соединяет.

И не потух огонь искусства,

Тревожа наши мысли, чувства…

Геннадий Рябков

Петербург, город прекрасной архитектуры и музеев мирового значения, город белых ночей и каналов, разводных мостов и дворцовых интриг, город дворов-колодцев, город блокадного героизма и страданий я не посещал давно. Точней — очень давно. Для округлости даты назову 25 лет, хотя на самом деле больше. Все время находились причины — работа без отпусков, неотложные дела, другие многочисленные интересные города и страны, которые обязательно надо было увидеть… Да и казалось — куда он денется, от Москвы недалеко добираться, всегда несложно собраться в путь. Время шло, ускорялось, утекало в прошлое, а Питер спокойно обходился без меня, его ценителя и поклонника, у него слишком много таких по всему миру, чтобы о всех помнить…

Но я постоянно о нем вспоминал и вот в марте было решено — собираемся и едем по музеям, хотя бы на неделю, пока нет иностранных туристов и можно относительно спокойно насладиться всеми чудесами, которые в них хранятся. Неделя, а точней восемь дней прошли сказочно. Наверное, для алкоголика потеряться на винно-водочном заводе менее сладко, чем для любителя музеев погрузиться в их великолепные залы и забыть о времени. Хочется поделиться увиденным с читателями, интересующимися искусством.

Начну я с экспозиций Русского музея, находящихся в Михайловском дворце. Построен он был в 1819–1825 годах по проекту архитектора Карла Ивановича Росси, а назван по имени первого владельца — Великого Князя Михаила Павловича (младшего брата императора Александра I). В целом в состав Русского музея, помимо Михайловского дворца и корпуса Бенуа, расположенного рядом, сейчас входит Михайловский (инженерный) замок, Мраморный дворец, и Строгановский дворец. В ходе поездки мы ознакомились со всеми ними, по возможности о них будет рассказано. Летний сад и Летний дворец Петра I, Домик Петра I и Михайловский сад тоже входят в комплекс Русского музея. О билетах, времени посещения и других интересующих вопросах можно узнать на сайте музея https://rusmuseum.ru/.

Это был первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, решение о его основании было принято императором Александром III. Идея о публичном государственном музее национального изобразительного искусства обсуждалась и в культурных и во властных кругах Российской империи с середины 19 века. Этот вопрос поднимали русские писатели, критики, философы и политики. Существует мнение, что решающую роль в образовании музея сыграла 17 (предпоследняя) выставка Товарищества передвижных художников, которая проходила в Петербурге. За 20 лет деятельности передвижники обрели высокий статус, не удивительно, что экспозицию посетил император Александр III. Сильное впечатление на него произвела картина Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», которую он приобрел и тогда же признал необходимость открытия «всенародного музея». Позднее, в 1895 году, по указу его сына Николая II, в государственную казну был приобретен Михайловский дворец со всеми принадлежащими ему строениями и садом и передан вновь образованному Русскому музею Императора Александра III, как он изначально назывался. В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций. Торжественное открытие музея для посетителей состоялось 19 марта 1898 года.

Основой для экспозиции послужили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также частные коллекции, переданные музею в дар. Как выяснилось, при проклятом царизме все-таки думали о музеях… После революции 1917 года коллекция расширялась за счет национализированных произведений искусства. В годы войны большую часть коллекции смогли эвакуировать в Пермь, а оставшуюся сотрудники музея укрывали в подвалах.

В настоящее время коллекция музея насчитывает около 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы с 10 по 21 век. Это крупнейшее собрание русского искусства в мире. В собрание музея входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства. Русский музей cегодня — это не только музейный комплекс, но и крупнейший научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны.

Хочу отметить, что несмотря на ранний час и будний день нашего посещения музея, посетителей было достаточно много.

В альбоме, в основном, представлена живопись из коллекции музея, немного скульптуры. Не вошли в альбом экспонаты из залов древнерусского искусства, а о экспозициях, располагающихся в корпусе Бенуа, будет рассказано в других материалах.

Памятник А.С. Пушкину перед Михайловским дворцом
Памятник А.С. Пушкину перед Михайловским дворцом
Михайловский дворец
Михайловский дворец
Антиковидное просвещение с помощью картин Русского музея. Наглядная агитация и пропаганда встречает посетителей прямо за раздевалкой)) Расскажу немного о картинах, ставших основой для агитации....
К.П. Брюллов "Итальянский полдень" 1827 год
Антиковидное просвещение с помощью картин Русского музея. Наглядная агитация и пропаганда встречает посетителей прямо за раздевалкой)) Расскажу немного о картинах, ставших основой для агитации.... К.П. Брюллов "Итальянский полдень" 1827 год
А.П. Лосенко "Владимир и Рогнеда" 1770 год.
 Антон Павлович Лосенко (1737-1773) был в числе первых учеников созданной в 1756 году Академии художеств. Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика, он получил искомую должность, и заслужил славу первого исторического живописца, много работал со студентами. Картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. Реальная история с публичным изнасилованием Рогнеды известна из летописей, не так давно была продемонстрирована в фильме "Викинг", на мой взгляд, весьма слабым...
А.П. Лосенко "Владимир и Рогнеда" 1770 год. Антон Павлович Лосенко (1737-1773) был в числе первых учеников созданной в 1756 году Академии художеств. Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика, он получил искомую должность, и заслужил славу первого исторического живописца, много работал со студентами. Картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. Реальная история с публичным изнасилованием Рогнеды известна из летописей, не так давно была продемонстрирована в фильме "Викинг", на мой взгляд, весьма слабым...
В.М. Васнецов "Витязь на распутье" 1882 год. В Русском музее находится один из многочисленных вариантов картины.
В.М. Васнецов "Витязь на распутье" 1882 год. В Русском музее находится один из многочисленных вариантов картины.
Парадная лестница музея
Парадная лестница музея
Галерея на втором этаже
Галерея на втором этаже
Матвей Васильев "Голова старика" 1768 год
Матвей Васильев "Голова старика" 1768 год
О.А. Кипренский "Портрет Е.С. Авдулиной" 1822 год. Портрет позднее был признан одним из лучших в жанре романтизма. Узнается частичная схожесть его с Джокондой: в позе женщины, в пейзаже за окном.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова, по документам был записан в семью крепостного, получив вольную, учился в Академии художеств. Один из лучших русских портретистов первой половины 19 века.
О.А. Кипренский "Портрет Е.С. Авдулиной" 1822 год. Портрет позднее был признан одним из лучших в жанре романтизма. Узнается частичная схожесть его с Джокондой: в позе женщины, в пейзаже за окном. Орест Адамович Кипренский (1782-1836) был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова, по документам был записан в семью крепостного, получив вольную, учился в Академии художеств. Один из лучших русских портретистов первой половины 19 века.
О.А. Кипренский "Портрет О.А. Рюминой" 1826 год
О.А. Кипренский "Портрет О.А. Рюминой" 1826 год
Залы, посвященные искусству XVIII века. В них представлены работы Ф. Рокотова,  Д. Левицкого, В. Боровиковского и других  мастеров.
Залы, посвященные искусству XVIII века. В них представлены работы Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского и других мастеров.
Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Вита́ли (1794-1855) -  русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог, академик и профессор Императорской Академии художеств. Портрет А.Д. Меншикова1849 года является вариантом оригинала работы Б.К. Растрелли.
Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Вита́ли (1794-1855) - русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог, академик и профессор Императорской Академии художеств. Портрет А.Д. Меншикова1849 года является вариантом оригинала работы Б.К. Растрелли.
«Белоколонный зал» — это единственный интерьер дворца, сохранивший свой исторический облик в неизменном виде, памятник мировой архитектуры эпохи ампир. Этот зал, созданный по проекту архитектора К. И. Росси, был парадной гостиной Михайловского дворца. Разделен колоннами на три части, гармонично объединяет архитектуру, живопись и скульптуру.
«Белоколонный зал» — это единственный интерьер дворца, сохранивший свой исторический облик в неизменном виде, памятник мировой архитектуры эпохи ампир. Этот зал, созданный по проекту архитектора К. И. Росси, был парадной гостиной Михайловского дворца. Разделен колоннами на три части, гармонично объединяет архитектуру, живопись и скульптуру.
Очень запоминающийся зал музея с картинами И. Айвазовского и К. Брюллова.
Очень запоминающийся зал музея с картинами И. Айвазовского и К. Брюллова.
Скульптура Б.И. Орловского "Фавн и Вакханка" 1837 года. Изображена очень милая парочка, даже не подумаешь, что юноша - фавн, присущих фавнам рожек я на скульптуре не обнаружил ))
Скульптура Б.И. Орловского "Фавн и Вакханка" 1837 года. Изображена очень милая парочка, даже не подумаешь, что юноша - фавн, присущих фавнам рожек я на скульптуре не обнаружил ))
Зато на пояснице фавна виден аккуратный хвостик, доказывающий принадлежность его обладателя к фавнскому племени.. ))
Орловский Борис Иванович (1791-1837), бывший крепостной, в отличие от большинства скульпторов первой половины девятнадцатого века не был воспитанником Академии художеств. Он работал в мастерской торговца мрамором, будучи самоучкой, сделал прекрасный бюст Александра I, за что царь отправил его в Рим в мастерскую знаменитого датского скульптора Торвальдсена, снабдив рекомендательным письмом. Трудолюбие и природный талант через шесть лет поставили Орловского в ряд с ведущими скульпторами России. Над скульптурой "Фавн и Вакханка" работал в Риме.
Зато на пояснице фавна виден аккуратный хвостик, доказывающий принадлежность его обладателя к фавнскому племени.. )) Орловский Борис Иванович (1791-1837), бывший крепостной, в отличие от большинства скульпторов первой половины девятнадцатого века не был воспитанником Академии художеств. Он работал в мастерской торговца мрамором, будучи самоучкой, сделал прекрасный бюст Александра I, за что царь отправил его в Рим в мастерскую знаменитого датского скульптора Торвальдсена, снабдив рекомендательным письмом. Трудолюбие и природный талант через шесть лет поставили Орловского в ряд с ведущими скульпторами России. Над скульптурой "Фавн и Вакханка" работал в Риме.
И.К. Айвазовский "Волна" 1889 год. А вот на этой картине я рожки обнаружил )) Художник правее матч тонущего корабля изобразил корову, которая, видимо, на этом корабле транспортировалась. Но чтобы ее увидеть, надо присмотреться...
И.К. Айвазовский "Волна" 1889 год. А вот на этой картине я рожки обнаружил )) Художник правее матч тонущего корабля изобразил корову, которая, видимо, на этом корабле транспортировалась. Но чтобы ее увидеть, надо присмотреться...
И.К. Айвазовский "Девятый вал" 1850 год. Одна из самых известных картин знаменитого мариниста. Основной характеристикой картины является ее двойственность. С одной стороны есть доля надежды надежды на положительный исход  с другой стороны воспринимается как торжество стихии над человеком.
И.К. Айвазовский "Девятый вал" 1850 год. Одна из самых известных картин знаменитого мариниста. Основной характеристикой картины является ее двойственность. С одной стороны есть доля надежды надежды на положительный исход с другой стороны воспринимается как торжество стихии над человеком.
И.К. Айвазовский "Вид Константинополя при лунном освещении" 1846 год. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) посещал Стамбул четыре раза, запечатлел его виды на многих работах, заслужил расположение трех турецких султанов. Айвазовскому был пожалован чин придворного художника. Султан Абдул-Азиз устроил в честь него прием во дворце Йылдыз, где наградил одной из высших наград империи – орденом «Османие» второй степени, а султан Абдулхамид II наградил его орденом «Меджидия» первой степени. Всем известно, что художник по национальности был армянином (настоящее имя - Ованнес Геворкович Айвазян). В конце жизни под впечатлением сообщений об армянских погромах в Османской империи 1894-1896 годов художник выбросил в море подарки и награды турецких султанов.
И.К. Айвазовский "Вид Константинополя при лунном освещении" 1846 год. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) посещал Стамбул четыре раза, запечатлел его виды на многих работах, заслужил расположение трех турецких султанов. Айвазовскому был пожалован чин придворного художника. Султан Абдул-Азиз устроил в честь него прием во дворце Йылдыз, где наградил одной из высших наград империи – орденом «Османие» второй степени, а султан Абдулхамид II наградил его орденом «Меджидия» первой степени. Всем известно, что художник по национальности был армянином (настоящее имя - Ованнес Геворкович Айвазян). В конце жизни под впечатлением сообщений об армянских погромах в Османской империи 1894-1896 годов художник выбросил в море подарки и награды турецких султанов.
В.И. Демут-Малиновский "Русский Сцевола" 1813 год.
Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846), русский скульптор, крупнейший представитель русского ампира, не раз обращавшийся к тематике Отечественной войны 1812 года. Его монументальные произведения украшают такие зданиями Петербурга, как Казанский собор, арка Главного штаба, Нарвские ворота. Скульптор изобразил подвиг неизвестного крестьянина, по преданию попавшего в плен к французам во время войны 1812 года. Его решили взять на службу во французскую армию, и в знак того принадлежности императору Наполеону на руку поставили клеймо с инициалом «N». Не желая служить врагам Отечества, тот отсек себе руку топором. Не знаю, что и сказать - сюжет несколько напоминает пропаганду, логичнее было бы зарубить топором француза и сбежать к партизанам...
В.И. Демут-Малиновский "Русский Сцевола" 1813 год. Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846), русский скульптор, крупнейший представитель русского ампира, не раз обращавшийся к тематике Отечественной войны 1812 года. Его монументальные произведения украшают такие зданиями Петербурга, как Казанский собор, арка Главного штаба, Нарвские ворота. Скульптор изобразил подвиг неизвестного крестьянина, по преданию попавшего в плен к французам во время войны 1812 года. Его решили взять на службу во французскую армию, и в знак того принадлежности императору Наполеону на руку поставили клеймо с инициалом «N». Не желая служить врагам Отечества, тот отсек себе руку топором. Не знаю, что и сказать - сюжет несколько напоминает пропаганду, логичнее было бы зарубить топором француза и сбежать к партизанам...
К.П. Брюллов "Последний день Помпеи" 1833 год. 
Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл (1799-1852) был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни. Он работал над картиной в течение шести лет, вдохновившись раскопками погибшего города. Кстати, я художника понимаю - во время поездки в Италию посещение раскопок стало для меня одним из самых ярких впечатлений...
К.П. Брюллов "Последний день Помпеи" 1833 год. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл (1799-1852) был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни. Он работал над картиной в течение шести лет, вдохновившись раскопками погибшего города. Кстати, я художника понимаю - во время поездки в Италию посещение раскопок стало для меня одним из самых ярких впечатлений...
А.И. Куинджи "Вечер на Украине" 1878 год. Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Мальчик рано лишился родителей, жил у дяди в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу. Он вспоминал - "Когда юношей служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. А вот всё утро — от четырёх до десяти было в моём распоряжении». В Академию художеств поступил только с третьего раза...
А.И. Куинджи "Вечер на Украине" 1878 год. Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Мальчик рано лишился родителей, жил у дяди в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу. Он вспоминал - "Когда юношей служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. А вот всё утро — от четырёх до десяти было в моём распоряжении». В Академию художеств поступил только с третьего раза...
Архип Куинджи "Ночное" 1905-1908 годы. Картина считается неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни (1841/1842-1910),  она рассматривается как его прощальное произведение.
Архип Куинджи "Ночное" 1905-1908 годы. Картина считается неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни (1841/1842-1910), она рассматривается как его прощальное произведение.
Василий Суриков "Взятие снежного городка" 1891 год. Василий Иванович Суриков (1848 - 1916) -  мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Принадлежал к казачьему сословию. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций и персонажей, презрительно называя его полотна «парчовыми коврами». Однако другие видели в этом достоинства автора. Глава направления "Мир искусства" А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё, что есть в его живописи сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи"...
Василий Суриков "Взятие снежного городка" 1891 год. Василий Иванович Суриков (1848 - 1916) - мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Принадлежал к казачьему сословию. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций и персонажей, презрительно называя его полотна «парчовыми коврами». Однако другие видели в этом достоинства автора. Глава направления "Мир искусства" А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё, что есть в его живописи сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи"...
Василий Суриков "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" 1895 год. История не ушла от нас в далекое прошлое, она напоминает о себе. Готовя альбом, увидел статью, где говорится о новости из Тобольска. Там местная Общественная палата выбирала, чьё имя присвоить новому аэропорту, так в пятёрку главных претендентов не попал атаман Ермак - против выступили некие активисты,  представляющие сибирских татар.  Те же самые активисты ранее пытались воспрепятствовать установке в Тобольске гранитного пятитонного поклонного креста Ермаку и его соратникам.
Василий Суриков "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" 1895 год. История не ушла от нас в далекое прошлое, она напоминает о себе. Готовя альбом, увидел статью, где говорится о новости из Тобольска. Там местная Общественная палата выбирала, чьё имя присвоить новому аэропорту, так в пятёрку главных претендентов не попал атаман Ермак - против выступили некие активисты, представляющие сибирских татар. Те же самые активисты ранее пытались воспрепятствовать установке в Тобольске гранитного пятитонного поклонного креста Ермаку и его соратникам.
Илья Репин "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных" 1888 год. Актуальность этой темы связывалась с нравственной проповедью Льва Толстого и вопросом об отмене смертной казни. Именно просмотр этой картины, согласно легенде, окончательно убедил императора Александра III в необходимости создания Русского музея. Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)- живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств. Уже с самого начала своего творческого пути, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
Илья Репин "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных" 1888 год. Актуальность этой темы связывалась с нравственной проповедью Льва Толстого и вопросом об отмене смертной казни. Именно просмотр этой картины, согласно легенде, окончательно убедил императора Александра III в необходимости создания Русского музея. Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)- живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств. Уже с самого начала своего творческого пути, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
Илья Репин "На дерновой скамье" 1876 год. На картине изображены дочери Вера и Надежда, жена и ее родственники, отдыхающие на даче.
Илья Репин "На дерновой скамье" 1876 год. На картине изображены дочери Вера и Надежда, жена и ее родственники, отдыхающие на даче.
Илья Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения" 1901-1903 годы.
Художник иногда выполнял "госзаказ" в те времена называвшийся «царским заказом». Таким заказом стала картина, посвящённая столетию госсовета. К работе над этим полотном художник подключил двух учеников из своей мастерской — Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; они присутствовали на всех сеансах, готовили холсты, при необходимости делали эскизы. Срочность заказа и скорость его выполнения не позволили Репину долго шлифовать картину, на каждый из шестидесяти портретов художнику выделялось не более трёх-четырёх сеансов, а иногда художник ограничился одним сеансом.
Илья Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения" 1901-1903 годы. Художник иногда выполнял "госзаказ" в те времена называвшийся «царским заказом». Таким заказом стала картина, посвящённая столетию госсовета. К работе над этим полотном художник подключил двух учеников из своей мастерской — Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; они присутствовали на всех сеансах, готовили холсты, при необходимости делали эскизы. Срочность заказа и скорость его выполнения не позволили Репину долго шлифовать картину, на каждый из шестидесяти портретов художнику выделялось не более трёх-четырёх сеансов, а иногда художник ограничился одним сеансом.
Для экспозиции картины требуется музейный зал
Для экспозиции картины требуется музейный зал
Василий Поленов "Заросший пруд" 1880 год
Василий Поленов "Заросший пруд" 1880 год
Василий Поленов "Христос и грешница" (Кто из вас без греха?) 1887 год. Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927) - русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств. Друг Репина, учитель многих талантливых художников, включая Исаака Левитана и Константина Коровина. Поленов занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Один из реформаторов, принёсший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения.
Василий Поленов "Христос и грешница" (Кто из вас без греха?) 1887 год. Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927) - русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств. Друг Репина, учитель многих талантливых художников, включая Исаака Левитана и Константина Коровина. Поленов занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Один из реформаторов, принёсший понимание пленэрного этюда как самостоятельного произведения.
Василий Поленов "Московский дворик" 1902 год. Для кого-то из любителей живописи вершина творчества художника - эта картина.
Василий Поленов "Московский дворик" 1902 год. Для кого-то из любителей живописи вершина творчества художника - эта картина.
Василий Поленов "В парке. Местечко Вель в Нормандии" 1874 год
Василий Поленов "В парке. Местечко Вель в Нормандии" 1874 год
Василий Поленов "Возвратился в Галилею в силе духа" 1890-1900-е годы. Из цикла картин "Из жизни Христа".
Василий Поленов "Возвратился в Галилею в силе духа" 1890-1900-е годы. Из цикла картин "Из жизни Христа".
Василий Поленов "Мечты. На горе" Вторая половина 1890-х - 1900 годы. Из цикла картин "Из жизни Христа".
Василий Поленов "Мечты. На горе" Вторая половина 1890-х - 1900 годы. Из цикла картин "Из жизни Христа".
Константин Савицкий "На войну" 1888 год. Сюжетной основой произведения послужила сцена расставания уходящих на войну солдат с близкими им людьми, происходящая во времена Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Константин Аполлонович Савицкий (1844 - 1905) - жанровый живописец, академик, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, педагог, первый директор Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова.
Отец советского живописца, академика Академии художеств СССР Г. К. Савицкого.
Константин Савицкий "На войну" 1888 год. Сюжетной основой произведения послужила сцена расставания уходящих на войну солдат с близкими им людьми, происходящая во времена Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Константин Аполлонович Савицкий (1844 - 1905) - жанровый живописец, академик, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, педагог, первый директор Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова. Отец советского живописца, академика Академии художеств СССР Г. К. Савицкого.
Григорий Мясоедов "Страдная пора. (Косцы)" 1887 год. Григорий Григорьевич Мясоедов (1834,- 1911) - один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник - крестьянский быт. Принадлежит к древнему дворянскому роду.
Григорий Мясоедов "Страдная пора. (Косцы)" 1887 год. Григорий Григорьевич Мясоедов (1834,- 1911) - один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник - крестьянский быт. Принадлежит к древнему дворянскому роду.
Владимир Маковский "Осужденный" 1879 год. Семья Маковских была уникальна. Отец семейства Егор Иванович был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из пятерых детей четверо — три брата: Константин, Владимир, Николай и сестра Александра стали художниками. Владимир Егорович Маковский (1846 - 1920) совмещал работу в художественной мастерской с преподаванием и управлением учебными заведениями - сначала в Московском училище, затем - в Петербургской Академии художеств. Он стал первым ректором учебного заведения в Петербурге.
Владимир Маковский "Осужденный" 1879 год. Семья Маковских была уникальна. Отец семейства Егор Иванович был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из пятерых детей четверо — три брата: Константин, Владимир, Николай и сестра Александра стали художниками. Владимир Егорович Маковский (1846 - 1920) совмещал работу в художественной мастерской с преподаванием и управлением учебными заведениями - сначала в Московском училище, затем - в Петербургской Академии художеств. Он стал первым ректором учебного заведения в Петербурге.
Константин Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 год. Константин Егорович Маковский (1839 - 1915) - один из ранних участников товарищества передвижников.
Константин Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 год. Константин Егорович Маковский (1839 - 1915) - один из ранних участников товарищества передвижников.
Иван Шишкин "Дубы" 1887 год. Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) - художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца.  Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место одного из самых сильных художников.
Иван Шишкин "Дубы" 1887 год. Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) - художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место одного из самых сильных художников.
Иван Шишкин "Корабельная роща" 1898 год
Иван Шишкин "Корабельная роща" 1898 год
Иван Шишкин Вариант картины "Зима в лесу" 1890 год
Иван Шишкин Вариант картины "Зима в лесу" 1890 год
Евгений Лансере "Арабский шейх" 1876 год. Евгений Александрович Лансере (1848 - 1886) — русский скульптор-анималист. Сын статского советника Александра Павловича Лансере, внук майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно. В 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств.
Евгений Лансере "Арабский шейх" 1876 год. Евгений Александрович Лансере (1848 - 1886) — русский скульптор-анималист. Сын статского советника Александра Павловича Лансере, внук майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно. В 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств.
Евгений Лансере "Араб со львятами"  1879 год
Евгений Лансере "Араб со львятами" 1879 год
Василий Верещагин "У дверей мечети" 1873 год. Верещагин - художник уникальной судьбы, писал многие батальные картины практически с натуры, сюжеты его картин не придуманы, он присутствовал на фронтах во время боев и даже принимал в них участие как офицер российской армии. Погиб при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура 31 марта 1904 года вместе с русскими моряками и адмиралом Макаровым. Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904) - один из наиболее известных художников-баталистов. Но в альбоме представлены три картины абсолютно мирных сюжетов.
Василий Верещагин "У дверей мечети" 1873 год. Верещагин - художник уникальной судьбы, писал многие батальные картины практически с натуры, сюжеты его картин не придуманы, он присутствовал на фронтах во время боев и даже принимал в них участие как офицер российской армии. Погиб при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура 31 марта 1904 года вместе с русскими моряками и адмиралом Макаровым. Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904) - один из наиболее известных художников-баталистов. Но в альбоме представлены три картины абсолютно мирных сюжетов.
Василий Верещагин "В Иерусалиме. Царские гробницы" 1884 год
Василий Верещагин "В Иерусалиме. Царские гробницы" 1884 год
Василий Верещагин "Японка" 1903 год
Василий Верещагин "Японка" 1903 год
Николай Ге "Портрет Л.Н. Толстого" 1884 год.  Николай Николаевич Ге (1831 - 1894) - художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы. Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика, прадед художника, французский дворянин, эмигрировал из Франции в Россию в 1789 году, во время Великой французской революции.
Николай Ге "Портрет Л.Н. Толстого" 1884 год. Николай Николаевич Ге (1831 - 1894) - художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы. Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика, прадед художника, французский дворянин, эмигрировал из Франции в Россию в 1789 году, во время Великой французской революции.
Алексей Саврасов "Волга. Раннее утро" 1884 год. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) - художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего культовым пейзажа «Грачи прилетели», академик Императорской Академии художеств. Родился в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Учился в Московском училище живописи и ваяния,  участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 - в академических выставках. С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи, 
последние годы жизни художник провёл в нужде, умер в больнице для бедных на Хитровке.
Алексей Саврасов "Волга. Раннее утро" 1884 год. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) - художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего культовым пейзажа «Грачи прилетели», академик Императорской Академии художеств. Родился в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Учился в Московском училище живописи и ваяния, участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 - в академических выставках. С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи, последние годы жизни художник провёл в нужде, умер в больнице для бедных на Хитровке.
Алексей Саврасов "Просека в сосновом лесу" 1883 год
Алексей Саврасов "Просека в сосновом лесу" 1883 год
Иван Крамской "Портрет Шишкина" 1880 год. Иван Николаевич Крамской (1837 -  1887) - живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Родился  в городе Острогожск Воронежской губернии в семье писаря. Был одним из основных организаторов и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок. Под влиянием идей русских революционеров Крамской отстаивал мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма и моральной сущности искусства. Создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как Л. Н. Толстой, И. И. Шишкин, П. М. Третьяков, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Иван Крамской "Портрет Шишкина" 1880 год. Иван Николаевич Крамской (1837 - 1887) - живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Родился в городе Острогожск Воронежской губернии в семье писаря. Был одним из основных организаторов и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок. Под влиянием идей русских революционеров Крамской отстаивал мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма и моральной сущности искусства. Создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как Л. Н. Толстой, И. И. Шишкин, П. М. Третьяков, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Иван Крамской "Мина Моисеев" 1882 год
Иван Крамской "Мина Моисеев" 1882 год
Иван Крамской "Портрет Софьи Крамской" 1882 год
Иван Крамской "Портрет Софьи Крамской" 1882 год
Иван Крамской "Оскорбленный еврейский мальчик" 1874 год
Иван Крамской "Оскорбленный еврейский мальчик" 1874 год
Генрих Семирадский "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" 1889 год. Художник хотел создать чувственное произведение, которое, будучи эротическим, останется в рамках приличий. Публика в живописи Семирадского ценила увлекательность и занимательность сюжетов.  Генрих Ипполитович Семирадский (при рождении - Генрик Гектор Семирадский  (1843 - 1902)) - польский и русский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.
Генрих Семирадский "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" 1889 год. Художник хотел создать чувственное произведение, которое, будучи эротическим, останется в рамках приличий. Публика в живописи Семирадского ценила увлекательность и занимательность сюжетов. Генрих Ипполитович Семирадский (при рождении - Генрик Гектор Семирадский (1843 - 1902)) - польский и русский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.
Федор Васильев "В церковной ограде. Валаам" 1867 год. Фёдор Александрович Васильев (1850 - 1873) - живописец-пейзажист. Родился в Гатчине в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт. Ради живописи бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским, а также Шишкиным. В его работах отражено  лирическое восприятие русской природы. К сожалению, художник заболел туберкулезом и умер в Ялте, когда ему было всего 23 года...
Федор Васильев "В церковной ограде. Валаам" 1867 год. Фёдор Александрович Васильев (1850 - 1873) - живописец-пейзажист. Родился в Гатчине в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт. Ради живописи бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским, а также Шишкиным. В его работах отражено лирическое восприятие русской природы. К сожалению, художник заболел туберкулезом и умер в Ялте, когда ему было всего 23 года...
Федор Васильев "Перед грозой" 1867-1869 годы
Федор Васильев "Перед грозой" 1867-1869 годы
Федор Васильев "Горы и море" 1872 год
Федор Васильев "Горы и море" 1872 год
Василий Перов "Дети - сироты на кладбище" 1864 год. Василий Григорьевич Перов (1834 - 1882) - один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Художник был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. В 1852 году Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Картина написана в рамках его драматических сюжетов - об униженных и оскорблённых, самыми известными из которых являются "Проводы покойника" и "Тройка".
Василий Перов "Дети - сироты на кладбище" 1864 год. Василий Григорьевич Перов (1834 - 1882) - один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Художник был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. В 1852 году Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Картина написана в рамках его драматических сюжетов - об униженных и оскорблённых, самыми известными из которых являются "Проводы покойника" и "Тройка".
Василий Перов "Гитарист - бобыль" 1865 год
Василий Перов "Гитарист - бобыль" 1865 год
Василий Перов "Охотники на привале" 1877 год. В семидесятые годы 19 века в творчестве Перова особое место заняли житейские бытовые сюжеты. В том персонаже слева, который травит охотничью байку, запечатлен врач Дмитрий Павлович Кувшинников, чья жена Софья много лет являлась музой и подругой Исаака Левитана.
Василий Перов "Охотники на привале" 1877 год. В семидесятые годы 19 века в творчестве Перова особое место заняли житейские бытовые сюжеты. В том персонаже слева, который травит охотничью байку, запечатлен врач Дмитрий Павлович Кувшинников, чья жена Софья много лет являлась музой и подругой Исаака Левитана.
Василий Перов "Суд Пугачева" 1879 год. Художник написал картину на исторический сюжет восстания Пугачева.
Василий Перов "Суд Пугачева" 1879 год. Художник написал картину на исторический сюжет восстания Пугачева.
Василий Перов "Трапеза" 1865-1876 годы. В это картине отразилось очень критичное отношение Перова и, вообще, многих художников-передвижников к деятелям церкви.
Василий Перов "Трапеза" 1865-1876 годы. В это картине отразилось очень критичное отношение Перова и, вообще, многих художников-передвижников к деятелям церкви.
Фирс Журавлев "Дети - нищие" 1860-е годы. Фирс Сергеевич Журавлёв (1836—1901) - жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников. В картине использовал мотив, к которому часто обращались передвижники - бедность и народное несчастье.
Фирс Журавлев "Дети - нищие" 1860-е годы. Фирс Сергеевич Журавлёв (1836—1901) - жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников. В картине использовал мотив, к которому часто обращались передвижники - бедность и народное несчастье.
Леонид Соломаткин "Славильщики - городовые" 1867 год. Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)  родился в мещанской семье, рано остался сиротой, жил "в людях", много странствовал в поисках средств к существованию. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств. Испытал сильное влияние своего старшего однокашника В. Г. Перова. Автор остро выразительных жанровых картин.
Леонид Соломаткин "Славильщики - городовые" 1867 год. Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) родился в мещанской семье, рано остался сиротой, жил "в людях", много странствовал в поисках средств к существованию. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств. Испытал сильное влияние своего старшего однокашника В. Г. Перова. Автор остро выразительных жанровых картин.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому